По Санкт-ПетербургуВек Петербурга1703-1725 гг. Рождение города началось с закладки в 1703 году крепости, именованной Санкт-Питербурхом. Усиленная постройка города началась после окончательной победы над шведами в 1709 (взятие Выборга). В 1710 годах столицу переводят из Москвы в Санкт-Петербург, в 1712 году переезжают царская семья и Двор, главные государственные учреждения. 27 июля 1714 года в Балтийском море у мыса Гангут русский флот под командованием Петра I одержал решающую победу, которая сделала Россию равноправным членом среди европейских держав и определила исход Северной войны. Петр I стремился создать "регулярный" город, с четкой планировкой, застроенный по типовым проектам, Первый архитектор столицы Доменики Трезини разработал план центра, по его проектам возвели основные сооружения Петропавловской крепости, построили Летний дворец Петра I, здание Двенадцати коллегий, заложили Александро-Невский монастырь. Петр I задумал перевезти в этот монастырь из Владимира мощи святого Александра Невского и создать мемориальный комплекс, который постоянно напоминал бы о российской военной славе. Архитектор Ж.Б. Леблон разработал Генеральный план Санкт-Петербурга. В это время были построены дворец Меншикова и Кунсткамера. 1725-1730 гг. После смерти Петра 1 (28 января 1725 года), в развитии города наступила пауза. На Российском престоле происходила чехарда. Противники петровских преобразований перенесли столицу снова в Москву и город Петра стал ветшать. 1730-1740 гг. Анна Иоанновна возвратила столицу в Санкт-Петербург. Город получил строгое разделение на пять частей, центр столицы был перенесен на Адмиралтейский остров. Завершение получили три магистрали, расходящиеся от Адмиралтейства: Большая Невская перспектива (Невский проспект), Средняя перспектива (Гороховая улица). Вознесенская перспектива (Вознесенский проспект). 1741-17б1 гг. В царствование Елизаветы Петровны в архитектуре Санкт-Петербурга расцвел стиль русского барокко. В этом стиле построен, например, Никольский морской собор (арх. Савва Ив. Чевакинский). Архитектор Варфоломей Варф. Растрелли построил Смольный собор, Зимний и Строгановский дворцы, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе. 1762-1796 гг. Екатерина II продолжила дело Петра Великого. После ряда войн Россия приобрела Крым и северные берега Черного моря. Широкое образование и философские идеалы просвещения государыни оказали влияние не только на законодательство и политику, но и на искусство того времени. В архитектуре и искусстве утвердился новый стиль - классицизм. В это время в Санкт-Петербурге были построены здание Академии Художеств, Гостиный Двор (арх. Вален-Деламот), Мраморный дворец (арх. Антонио Ринальди), Старый Эрмитаж (арх. Фельтен), Таврический дворец (арх. Старов), дворец Юсуповых на Фонтанке, Смольный институт, Нарвские Триумфальные ворота (арх. Кваренги), Здание Адмиралтейства (арх. Захаров), Здание Биржи (арх. Тома де Томон); Казанский собор (арх. Воронихин). 1796-1801 гг. При императоре Павле Петровиче продолжались работы по преобразованию центральной части города и пригородов. По типу средневекового замка был построен Михайловский замок (арх. В. Бренна и В. Баженовы), ставший резиденцией императора. Однако после убийства заговорщиками Павла I императорская фамилия вновь вернулась в Зимний дворец. 1801-1825 гг. Александр I, взойдя на Российский престол, продолжил дело своей великой бабушки, императрицы Екатерины II. Победоносное отражение нашествия наполеоновской армии в 1812 году нашло свое отражение в новом подъеме градостроительных работ в столице могущественной России. Архитектором Карло Росси были созданы величественные ансамбли - Михайловский дворец, Александрийский театр, здания высших государственных учреждений России - Сената и Синода, здание Главного штаба с триумфальной аркой и министерств на Дворцовой площади. Ансамбль Дворцовой площади был завершен возведением гранитной Александровской колонны, на Исаакиевской площади был построен Исаакиевский собор (арх. О. Монферран). 1825-1855 гг. Смерть императора Александра I и воцарение на престол Николая I сопровождались кровопролитными политическими событиями. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, в день присяги императору Николаю I, гвардейские полки под командованием офицеров отказались присягнуть царю. Они намеревались заставить сенаторов опубликовать "Манифест к русскому народу" о свержении самодержавия, введении демократических свобод, отмене крепостного права и созыве Учредительного собрания. Однако план восстания осуществить не удалось. Оно было жестоко подавлено. Наступили новые времена… Не случайно именно в это время Пушкин называл Санкт-Петербург Петроградом (например, в поэме «Медный всадник», 1833). Хотя до официального переименования города оставался еще почти век, именно этот век и следовало бы по праву назвать веком Петрограда. Наводнение 1824 года и декабрьское восстание 1825 года могут служить вехой, которая отделяет век Петербурга от века Петрограда. Аналогично, революции 1917 года и наводнение 1924 года, по сути дела, служат вехой между веком Петрограда и веком Ленинграда. После распада Советского Союза мы живем в начале новой страницы в жизни города. Переходим из века Ленинграда в век - назовем его условно веком Питера. Каким он будет, Бог весть. "Золотой век" - барочный и классицистический Петербург(из «Пяти мифов Петербурга» Льва Лурье; www.gif.ru/spb/txt_lurie_5mifov.htm)Во все времена Петербург строился с оглядкой - на "золотой век", на определенную идею, концепцию. Он всегда пытался воплотить некий идеал, лежавший чаще в прошлом, чем в будущем. Представление о Петербурге, его, по выражению Анциферова, "миф" складывался и под влиянием этих идей, и под воздействием всего комплекса популярных и модных в разные эпохи умонастроений. Скажем, ансамблевый принцип ампира вытекал из идей просвещенного абсолютизма, но отношение к самому Просвещению и абсолютизму со временем менялось. От Петра до Николая I архитектура Петербурга воплощала идеи величия Российской империи, разрыва с старомосковской "дикостью", прогресса, порядка, закона. Литература XYIII- первой трети XIX века от Прокоповича до Батюшкова воспринимала этот комлекс идей прямо и в общем разделяла их. Город построенный с чистого листа, олицетворение будущности России воспринимался в духе идей прогресса и Просвещения. Петр оптимистически попирал змею и оправданно поднимал Россию на дыбы. Со времен пушкинского "Медного всадника" и вплоть до начала XX века отношение к императорской России и к ее державному основателю резко меняется. И западники и славянофилы считают Петербург воплощением строя основанного на произволе над человеческой личностью. Для славянофилов важна еще и культурная чуждость России постпетровской культуры и архитектуры этих, словами Достоевского, "языческих храмов в чухонских болотах". В результате классический Петербург воспринимается как бездушное скопище казарм и дворцов - нечто глубоко формальное, неоригинальное, второсортное. Это ощущение города пропагандируется "властителями дум" от Гоголя и Лермонтова до Достоевского и Салтыкова-Щедрина. Оно продолжается в XX веке у символистов - прежде всего у Блока, но и у Анненского ("потопить ли нас шведы забыли"). В советское время изучение классического Петербурга становится на некоторое время одной из немногих легально возможных в Ленинграде форм ностальгии по старому Петербургу. "Летний сад", "Царское село", "Мойка, 12" становятся понятиями-символами, несут зашифрованное послание об имперском прошлом. С другой стороны, официальная поздне-сталинская Россия черпает в классицистическом Петербурге некую модель для заимствования этикета, архитектурных форм, геополитических идей. С 1950-х годов интерес к классическому Петербургу вытесняется двумя другими мифами - о Петербурге серебрянного века и о Петербурге Достоевского (только декабристский миф в брежневское время обращен собственно к "золотому веку"). Внимание к классике в середине 1990-х связано с конъюнктурой международного антикварного рынка, где всегда котировался "имперский" стиль… А что дальше? |
Пришëл с прогулки - сделай страничку | Санкт-Петербург | Петроград | Ленинград | Питер | Присутственные места | По местам боев | << Прогулки по Петербургу и окрестностям << Попутинки << НАВЕРХ >> Финиш >> |