Сказывают…Мифы ПетербургаИз статьи Константина Жукова «О пользе и вреде петербургской мифологии», www.ingermanland.narod.ru/chpi4.htmДЬЯВОЛЬСКИЙ ИЛИ БОЖЕСТВЕННЫЙ?Один из первых исследователей петербургского мифа Николай Павлович Анциферов ещё в 1920-е годы рассмотрел петербургский миф в двух - первых по времени появления - его вариантах. Один из этих вариантов петербургского мифа культивировался в среде противников петровских реформ (главным образом среди раскольников), которые видели в новорожденном городе злодейское создание царя-антихриста, несущее зло и погибель роду человеческому. «Петербургу быть пусту!» - пророческая формула, приписывавшаяся сосланной царице Евдокии, стала кратчайшим выражением этого представления. Если попытаться одним словом охарактеризовать этот мифологический образ Петербурга, наиболее точным окажется эпитет «дьявольский». Почти одновременно с этой тенденцией в осмыслении нового города стала развиваться и противоположная, охватившая пропетровски ориентированные слои общества, - тенденция к идеализации Петербурга. Это восприятие города святого Петра, как и первое, имело религиозный оттенок (сам Петр не в шутку называл своё детище парадизом), но всё-таки просвещенческий рационализм преобладал: город с геометрически выверенной планировкой должен был стать средой математически вычисленного счастья. Так сформировался образ «божественного Петербурга». Прекрасным его примером является знаменитый проект планировки города, выполненный по заказу Петра I Ж.Б.Леблоном. Этот же образ в другом ракурсе предстаёт перед нами на петербургских гравюрах ХVШ века, в тяжеловесных стихах Тредиаковского, Державина, Боброва. Появившиеся почти одновременно с самим городом, оба варианта его мифологического осмысления стали основой, на которой петербургский миф развивался все последующие десятилетия. Бывшее почти общенародным в петровскую эпоху, представление о «дьявольском Петербурге» оказалось к середине ХVШ в. вытесненным в глубины народного сознания представлением о «божественном Петербурге», которое, разумеется, всячески насаждалось и поддерживалось официальной идеологией. БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ИЛИ КАЗЕННЫЙ?Со второй четверти XIX века в образованной части общества утверждается новый, отличный от петровско-просвещенческого, взгляд на Петербург как на столицу империи, город чиновников и городовых, свирепых «значительных лиц» - и беззащитных титулярных советников, город официальных мундиров, шинелей, безразличный и беспощадный к отдельному частному человеку.Абстрактное метафизическое зло, видевшееся в образе «дьявольского Петербурга», приобретает здесь более земной, но, возможно, не менее зловещий облик бессердечной и безликой государственной машины. Этот вариант петербургского мифа можно обозначить словом «казённый». В творчестве Пушкина, как мы помним, такой образ Петербурга, представленный, например, в первой и второй частях «Медного всадника» или в городских эпизодах «Станционного смотрителя», еще соседствует с восхищённым «Люблю тебя, Петра творенье...» из вступления к тому же «Медному всаднику» или явно идеализированным «Питербургом-городком» из «Пира Петра Первого». Однако в последующие десятилетия негативный миф о «казенном Петербурге» начинает резко доминировать. Его развитие обозначено именами Гоголя, Некрасова, Достоевского. К 70 - 80-м годам ХIХ века обличение пороков столицы становится в русской литературе общим местом. Появление в преддверии ХХ столетия новых идейно-литературных течений было ознаменовано и новым интересом к петербургской теме, которая стала активно разрабатываться символистами. В романах Д.Мережковского и А.Белого, в стихотворениях З.Гиппиус и А.Блока Петербург предстал «точкой касания плоскости этого бытия к шаровой поверхности громадного астрального космоса». Вновь в концептуальном образе Петербурга стал главенствовать метафизический смысл, правда, на этот раз он не был таким однозначно отрицательным, как у мифа о «дьявольском Петербурге». Тогда же с легкой руки мирискусников вошёл в моду интерес к петербургскому «ретро». Чуть позже, отвергнув символистскую отвлечённость, посвятили родному городу свои пронзительные стихи акмеисты О.Мандельштам и А.Ахматова. На почве бурной литературной и художественной жизни Петербурга «серебряного века» в общественном сознании вырастает образ «блистательного Санкт-Петербурга» (первым это определение пустил в оборот поэт Н.Агнивцев), населённого литературно-артистической богемой, полного роскошных ресторанов, изысканных гостиных и мрачно-колоритных злачных мест.Недолго просуществовав на родине, этот миф прижился затем в эмигрантской литературе, главным образом в псевдомемуарах, вроде «Петербургских зим» Г.Иванова. ПРОЛЕТАРСКИЙ ИЛИ ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ?В большевистской России идеологическая служба предприняла попытку утвердить свой образ Петербурга-Петрограда - колыбели трёх революций, используя средства не только литературы, но и «важнейшего из искусств» - кинематографа. Как и большинство коммунистических идеологем, миф о Красном Питере скоро формализовался, превратившись в набор пустых формул - тем для школьных сочинений и автобусных экскурсий. Однако страшнейшие испытания, выпавшие на долю города и его жителей в послереволюционное, особенно военное, время, поддерживали мифотворческую энергию: у советских людей стало складываться представление о ленинградцах как об особой породе людей, пронесших сквозь чистки и блокаду высокий свет разума и культуры, не сломленных духом, исключительно бескорыстных, поголовно порядочных и добросердечных. Принадлежность к ленинградской общности становится как бы гарантией высоких нравственных качеств человека,а интеллигентность воспринимается как прирождённое качество ленинградца. В 60 - 70-е годы этот образ «интеллигентного Ленинграда», приобретает новый оттенок: значительное место в нём начинает занимать андеграундная культура, развивающаяся вопреки засилью КГБ и партийной номенклатуры. В постперестроечные годы и этот образ ушёл в прошлое. Современное представление петербуржцев о своем городе в основном составлено из черт, унаследованных от прошлого. В этом представлении начисто отсутствуют негативные черты - всякая почва для их существования исчезла после переноса столицы в Москву. В остальном это размытый и несколько слащавый образ, в котором главное место занимают культурно-эстетические ценности, а также целый ряд комплексов, связанных с утратой Петербургом столичного стаутса. Отсутствие некой общей и живой «петербургской идеи» крайне негативно сказывается на жизни города, тягучая мифологическая патока сковывает всякое перспективное движение в политике, экономике, общественной жизни. Наиболее значительными в современном самосознании петербуржцев являются две мифологемы: «Петербург - культурная столица России» и «Петербург - окно в Европу». КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА РОССИИ?Представление об особой просветительской миссии Петербурга в непросвещённой России восходит к замыслу Петра, согласно которому основанный им город должен был стать образцом для всех прочих городов России. В современном оформлении эта идея превратилась в формулу «Петербург - культурная столица России». Нередко звучащая из уст московских политиков, она льстит петербургскому самолюбию, и потому охотно повторяется местными деятелями. Абсолютно никакого политического и юридического содержания в этой формуле нет. Никаких полномочий всероссийского масштаба в области культуры федеральный центр Петербургу не передавал, ни один орган управления российской культурой здесь не находится. Тем не менее определённое время Петербург действительно в какой-то степени выполнял функцию духовного ориентира для России, обладал возможностью влиять на общественное мнение в стране: это было в тот период, когда передачи петербургского канала телевидения транслировались наравне с центральными. Эта возможность была у Петербурга отнята. (Справедливости ради заметим, что в последние годы в связи со сложным положением дел внутри самого питерского телевидения она использовалась весьма слабо.) Духовная миссия Петербурга в России сейчас является фикцией. Однако убеждённость в её реальности и необходимости по-прежнему остаётся частью петербургского самосознания. Глубокая укоренённость мифологического представления о Петербурге как о «культурной столице Великой России» является преградой для объективной оценки городом своего хозяйственно-экономического потенциала, стимулирует подражание Москве в расточительной хозяйственной деятельности. Так, например, такие проекты, как создание пешеходных зон в центре города, строительство Ледового дворца или торгово-развлекательного комплекса под Дворцовой площадью явно мотивированы не экономической или градостроительной целесообразностью, а стремлением соответствовать некому мифологическому стандарту «всероссийской столичности». ОКНО В ЕВРОПУ?Ещё одно представление до сих пор чрезвычайно существенно для мифологического образа Петербурга - представление о его посреднической миссии в отношениях между Россией и Европой. Такой смысл вкладывается сейчас в формулу «Петербург - окно в Европу». Однако Пушкин, позаимствовавший эту метафору у Альгаротти, имел в виду несколько иное. Окно ведь, как известно, не дверь, контакты через него затруднительны и неестественны. Через окно можно глазеть на соседей и делать «всё как у них», а можно и кулак показывать («отсель грозить мы будем шведу»). Формула «Петербург - окно в Европу», предполагая наличие стены, в которой это окно пробито, очень точно передаёт отсутствие у Петра желания включить Россию в европейскую семью государств, и даёт возможность увидеть в его деятельности извечное русское стремление «догнать и перегнать», в первую очередь по военному потенциалу. Петербург, по словам того же Пушкина «военная столица», был нужен Петру как укол Европе, как камень, брошенный в её огород. Однако за три столетия своего существования Петербург перестал быть тем городом-функцией, каким он был задуман его основателем, зажил самостоятельной жизнью, и сейчас роль функционального отверстия между Востоком и Западом ему совершенно неадекватна. Не может он также выполнять и роль «вывески», репрезентирующей Россию для Европы - ни один иностранец, желающий узнать «настоящую Россию» не направится сегодня за этим на берега Невы. Кстати, принятый недавно «Стратегический план развития Санкт-Петербурга» пушкинскую формулу несколько видоизменяет и гласит, что Петербург - это «международные ворота России». В определённом отношении это шаг вперёд (ворота - это всё-таки нечто более архитектурно самостоятельное, нежели окно), но идея утилитарно-практической функциональности Петербурга и в этом варианте полностью сохранена. Следы старой петербургской мифологии, конечно, не исчерпывается двумя рассмотренными примерами. Причем в некоторых случаях модернизация тех или иных вариантов старопетербургского мифа соответствует реальным потребностям и интересам современного развития города на Неве и, в силу этого, оказывается вполне идеологически перспективной. ИМПЕРСКАЯ СТОЛИЦА
|
| Сказывают… | Школы | Острим мысль | Попутные песни | ВидеоКОТ | Амбар | << Прогулки по Петербургу и окрестностям << Попутинки << НАВЕРХ >> Финиш >>
|