В гости

В гости к семейным студиям и домашним школам

Контуры семейной студии

Исходя из собственного опыта, вот как нам представляется уровень, необходимый и достаточный для того, чтобы в сфере семейной видеоинформатики перейти с уровня Чайников на уровень Самоваров.

    1. Начальное условие - стартовое оборудование

  •   Компьютерная мини-студия - персональный компьютер; принтер; сканер; программное обеспечение.
  •   Домашний офис - телефакс; ксерокс; принтер; модем.
  •   Домашняя видеостудия - видеокамера; видеомагнитофон; телевизор; медиатека.

    2. Конечная цель - информационная культура

  • Видеокомпьютерная грамотность: использовать технику для познавательной, творческой и профессиональной деятельности стать специалистом.
  • Информационная грамотность: использовать современные способы создания устной, письменной и образной информации стать автором.
  • Коммуникационная грамотность: выйти в информационный мир, найти соратников, разработать и реализовать совместные проекты стать творцом.

    3. Основные требования

  • Уровень: самодостаточность членов семьи
  • Системность: hard (аппаратура) + soft (программы) + brain (мозги)
  • Методы: видеопедагогика и видеоинформатика.
  • Стиль: сочетание родственной взаимоподдержки с современными технологиями труда и общения.
  • Руководитель: Семейный Наставник.

Why not homeschool?

Вставки здесь и ниже - это реплики (с беглым переводом) из вышеназванной дискуссии 1997 года и из последующей переписки. В то время активные американцы бились за весомый ваучер и за возможность пристроить его дома, в домашней школе. Оказалось, на Западе домашние школы не так уж и редки. Вот и у нас были иллюзии на этот счет …

«I know of several families on my block that homeschool - one family in particular the son is 12 and the daughter is 10. She homeschools them together and it has been great for both of them. Unfortunately, some of the young people of this generation can be rude, surly and just plain obnoxious. One thing I can say for her homeschooled kids are they are a complete delight. Well mannered, very polite and so nice. Anyways I can only hope I can raise my son to be such a good kid.».

«Я знаю несколько семей в моем квартале, которые занимаются дома, - в частности, одна семья, сыну 12 лет и дочери - 10. Они занимаются дома вместе, и это великолепно для обоих. К сожалению, некоторые молодые люди нынешнего поколения могут быть невежливы, грубы и противны. Но те ребята, что обучаются дома, - полное восхищение. Хорошо воспитаны, очень вежливы и такие славные. Во всяком случае, я могу только надеяться, что смогу вырастить моего сына таким же хорошим ребенком».

(Те, кто имеет претензии к нашему непритязательному переводу, могут его пропустить. Остальным, надеюсь, он поможет врубиться - именно, ВРУБИТЬСЯ! - в проблемы российской домашней школы.)

Полезно и нам обсудить эти проблемы. В России они столь же актуальны, как и за рубежом. Но менее реалистичны, не так ли?

Школа как источник знаний ныне котируется не очень высоко. Но как место общения подрастающего поколения - пока вне конкуренции. Многим стиль школьной тусовки кажется единственно возможным. Они задает вопросы с дьявольской подковыркой:

«Where would the kids meet if not at school? And how would they meet? By chance encounter? By parental involvement? What?».

«Где дети будут встречаться, если не в школе? И как встречаться? Случайным столкновением? Родительским побуждением? Каким?».

Вот уж проблема! Пообщаться-то наши дети найдут возможность и помимо школы! В транспорте, на дискотеке, на пляже, на конференции, в баре … На наших глазах разрастается завлекательная сеть, альтернативная школьной сети и даже поглащающая ее.

К тому же, школьное общение не без червоточинки.

«To the extent that children absorb norms of behaviour from their environments, and that mass schooled children spend a great deal of time in such environments, and especially that much of that time is not spent focused on intellectual activity but yet is not available for other beneficial activities».

«В какой-то степени дети поглощают нормы поведения от своего окружения; масса школьников тратит большую часть времени в школьной среде и, в основном, это время не только не сфокусировано на интеллектуальной деятельности, но даже бесполезно для других благотворных дел».

Ах, родителей и общественность не устраивает ни то, ни другое?! Так создавайте СИСТЕМУ домашних школ, - и в этой системе появятся новые уголки семейного труда и отдыха, соревнования и тусовки.

Phil Astley из Новой Зеландии пишет:

«Our children enjoy getting involved with children from: other home schoolers, local neighbourhood, St John Ambulance Brigade, and Sunday school - not to mention cousins and various other randome events».

«Наши дети увлеченно общаются с ребятами из других домашних школ и окрестностей, в санитарной бригаде св. Джона и в воскресной школе, не говоря уже о кузенах и разных случайных событиях».

А мы мечтаем о создании клуба домашних школ и семейных мини-студий типа Интернет-кафе с познавательно-творческим уклоном.

Думаю, многие семьи, обеспокоенные деформацией культурных и нравственных ценностей своих отпрысков, поддержали бы эту идею. Но далеко не у всех есть средства для достойного и современного обучения и времяпровождение.

Придется снова учиться у Запада. Но, возможно, и им полезно поучиться у нас.

Наша концепция домашней студии строится на следующих принципах

  • Естественная ориентация: на семейное воспитание и семейный инфо-бизнес.
  • Естественное отличие от традиционной школы и кружков: образовательное пространство домашней студии неразделимо, недисциплинарно.
  • Основная задача: социализация и развитие творческой самостоятельности младших членов семьи с помощью старших.
  • Равноправие: эффективное дистанционное образование возможно лишь при равноправном партнерстве системы домашних студий и системы школ/университетов.
  • Развитие специфичных для домашней информатики направлений: видеопедагогика, методы управляемого самообразования и методы инновационного проектирования.
  • Сбалансированность: видеопедагогика как отрасль социальной педагогики должна разумно компенсировать развлекательную направленность массовой видеокультуры приоритетной реализацией познавательных, творческих и производственных возможностей видеокомпьютерной техники.
  • Экономичность: в идеале, домашняя студия должна приносить доход. Как минимум, для оплаты оборудования, программного обеспечения, телекоммуникационных услуг. В норме - для житья.

Как видите, наша доморощенная;) концепция домашней школы значительно шире и современнее концепции обычной школы. Домашняя школа должна охватывать не только детей, но и их родителей и старших родственников, так или иначе ориентированных на познавательный труд и досуг. Причем учениками могут быть и родители, вынужденные переквалифицироваться, и дед, ликвидирующий свою компьютерную безграмотность с помощью внука, и др..

«Socialization is the parent's job. It has been for generations. The idea that one of the primary goals of school is socialization is a relatively recent innovation. Invented to discourage people from seeking an alternative when the public schools fail at their original alleged purpose: education».

«Социализация - это родительская работа. Так было в поколениях. Идея о том, что одной из первичных целей школы является социализация, - относительно недавнее новшество. Изобретенная, чтобы отбить у людей охоту к поиску альтернативы, когда общественные школы терпят неудачу в их изначально предполагаемой цели - в образовании».

Семейные сайты - первые ласточки семейных студий

Семейных сайтов довольно много. Есть, например, остроумный «Папин Дом» или милая страничка семьи Потворовых «Лель». Но все ли они являются общесемейной продукцией в домашних условиях?

«Almost all I have known started off replicating school at home, and ended up with vastly different approaches, centred around the child».

«Почти все, кого я знал, начинали с домашнего дублирования школы и заканчивали существенно иными подходами, сосредоточенными вокруг ребенка».

Семейные студии, ау!

Поиск по ключевым словам «cемейная студия» практически не дает результата.

Ничего удивительного. Например, стоило нам в 1994/95 году заявить себя как Семейную студию и получить гранты, как тут же начался чиновно-криминальный погром студии, довершенный в 1998 грабительским дефолтом. Насколько знаю, у коллег-лауреатов дела обстоят не лучше.

Лишь однажды мне попалось упоминание о семейной видеостудии "Фангорн" (Татарстан), ставшей лауреатом III Московского международного открытого фестиваля кино- и видеофильмов. Не слабо! Но это же Татарстан, а не Питер, где при попустительстве мэрских чиновников наша студия стала бомжом. :-(

Быть может, вы располагаете конструктивной информацией на актуальную тему: как cемейным мини-студиям встать на ноги и выжить? есть ли прецеденты, социальный заказ, свободные от чиновничьего произвола пути?

Домашние, муниципальные и корпоративные студии

По идее, cемейные мини-студии могут быть домашние, муниципальные и корпоративными. Однако, ни муниципальное самоуправление, ни корпоративная культура в России еще не привились. У одних не хватает денег, у других - интеллекта. А вместе - не хватает информационной культуры. Поэтому муниципальные и корпоративные студии - познавательно-деловой, а не развлекательной направленности! - нам не светят.

Остается уповать на умную прослойку новых русских да на тех, кому, как нам, повезло на конкурсе. Некоторая надежда - на новую элиту; но она еще молода и ее образовательные притязания лежат в сфере начальной школы.

«Home schoolers I know who have been trained as teachers, and then worked in the field».

«Хозяева домашних школ, которых я знаю, имеют педагогическое образование и затем работали в этой области».

Мы коряво перевели "home schooler" как "хозяин/хозяйка домашней школы", дабы подчеркнуть новую для нас роль родителей или, возможно, родственников и наставников. Не наемный работник (домашний учитель, гувернер), а Хозяин. Не предметник или репетитор, озабоченный одной отраслью знаний, а Руководитель и Исполнитель естественного в своей неразрывности процесса воспитания, обучения, социализации ("вывода в свет") ребенка.

В нормальном многогранном воспитании должны быть те и другие, - и хозяева домашней школы, и домашние учителя, воспитатели либо гувернеры. (К слову, таковым домашнее воспитание и было, скажем, у М.И.Кутузова).

Но сейчас речь именно о хозяевах. Тем более, что хозяйственное (а не бесхозяйственное) хозяйствование для нас внове и по менталитету, и по законам, в результате чего отсутствует средний класс.

«At home, they can enjoy helping their children to learn various subjects using methods which match their children's learning styles. They find that they can cover much more than when they were in school in much less time. They also find they can be much more flexible how, where and when their children "learn"».

«Дома они могут наслаждаться, помогая своим детям узнавать различные предметы, используя методы, которые соответствуют стилям учения их детей. Они считают, что могут охватывать намного больше за значительно меньшее время, нежели в школе. Они также находят, что могут гибче решать, как, где и когда "учить" своих детей».

Да будет так!

ВидеоКОТ

«Жизнь как театр: меньшинство - на освещенной сцене, большинство - в темном зале»


 | Старые фотографии  | О Старой Руссе  | Воспоминания  | Потусторонности  | В гости  | СПб-net |

<< Прогулки по Петербургу и окрестностям << Попутинки << НАВЕРХ >> Финиш >>


ВидеоКОТ Владислав Вас. Никитин, Семейная Мастер-студия «ВидеоКОТ»
Санкт-Петербург - Всеволожск