Прогулки по Петербургу и окрестностям : выбор направления
Между Политехническим институтом и Академией художеств|| Политех и Физтех || С Выборгской стороны на Петроградскую || Большой пр. Петроградской стороны || Большой пр. и линии Васильевского острова || Академия художеств || С Выборгской стороны на Васильевский остров могут быть два маршрута. Один путь прямой, но с транспортными препятствиями. Надо пересечь Большую Невку, всю Петроградскую сторону, затем Малую Неву и Васильевский остров. Другой путь коленчатый на юг до Невского пр., затем на восток через Дворцовый мост и по Университетской набережной. Как часто бывает, длинный путь может оказаться быстрее, нежели короткий. |
Политех, Физмех, ФизтехПосле войны меня куда только судьба ни кидала! В Ленинградскую область - в Койвисто-Приморск, в Выборг. В Новгородскую, Псковскую и Саратовскую области. На окраину Питера, в Рыбацкое. И даже в Южный Казахстан, в Чимкент. В 1956-ом удалось-таки вернуться на "стартовую площадку", на Фонтанку, 37. Поступил в Политех (язык не поворачивается называть его Техническим университетом), родоначальник ЛИАПа, ЛИТМО, Корабелки и других технических институтов Питера. Конкурс на Физмех, родоначальник Физтеха, был страшный, ибо университет переехал в Старый Петергоф, и все знайки-зазнайки хлынули на Физмех. Разумеется, и я туда же. Вгрызался в науку. Заражался физмеховским чванством. " ...на Физмехе не жизнь, а малина. Только физики - соль, остальные все - ноль, металлург и электрик - дубины." Хватало меня и на музыкальный лекторий в актовом зале Политеха, где темпераментный Энтелиса знакомил нас с классикой в исполнении то студентов Консерватории, то даже самого Лемешева. С Невского в Политех надо было трястись на "девятке" чуть не час, и я частенько предпочитал отсиживаться в Публичке на Фонтанке, 36. Потом и в главную Публичку проник. Вечерами - Александринка, Малый, Музкомедия, Акимовская Комедия. Все рядом! Со стипендии мог себе позволить купить абонемент в Филармонию, и меня извещали о концертах открытками-афишками. Этого показалось мне мало, и я попытался параллельно с Политехом поступить в Академию Художеств. В ту пору такое нахальство категорически пресекалось. Спасибо, поспособствовали хорошие люди. Благодаря им (это целая история!), я смог посещать лекции в Академии и, соответственно, экскурсии по Эрмитажу и другим музеям. Дорвался до культуры!:-) Вот так я первые год-полтора и мотался между Политехом и Университетской набережной. И как только умудрялся? Хотелось бы снова пройти по этому пути … |
С Выборгской стороны на ПетроградскуюЕщё в XIX-м веке Выборгская сторона сохраняла почти сельский облик, на берегах Невы и Большой Невки стояли пригородные усадьбы. Постепенно, как и другие окраины столицы, она стала превращаться в промышленную часть города. Тем не менее, по дороге от Политехника через Кантемировскую на Петроградскую сторону попадаются вполне приличные места. |
Большой пр. Петроградской стороны… … … |
Большой пр. и линии Васильевского островаПетр I предполагал создать центр города на Васильевском - самом крупном острове невской дельты. В западном направлении через остров протянулись три проспекта (Большой, Средний и Малый), а с юга на север его пересекли параллельные проезды, вдоль которых, в подражание Амстердаму, были прорыты каналы. Однако жизнь вскоре изменила планы Петра I и Васильевскому острову не суждено было стать центром столицы. Поскольку постоянных мостов через Неву тогда еще не было, в теплое время года обходились наплавными переправами (мостами на баржах - плашкоутах), а зимой ездили прямо по невскому льду. Во время весеннего ледохода и осеннего ледостава сообщение между берегами прекращалось, и связи с Васильевским островом практически не было. Кроме того, остров страдал от частых наводнений. Город начал формироваться на левом берегу Невы. Каналы на Васильевском острове обмелели, и их засыпали. Так возникли улицы, каких нет ни в одно другом городе России: каждая сторона носит название "линия". Таким образом, одну улицу образуют две линии, всего же их 26, да еще Косая линия. |
Академия художествЗдание в стиле русского классицизма построено для “Академии Трех Знатнейших Художеств”, основанной в 1757году. Над парадным входом, обращенным к Неве, видна надпись “Свободным Художествам”. Рассказывают, что в здании Академии художеств иногда появляется призрак А.Ф.Кокоринова (1729-1772), первого директора Академии (с 1761), знаменующего переход от барокко к классицизму, автора проекта и строителя здания Академии художеств (с 1764, совместно с Ж.Б.Валлен-Деламотом). Последние годы жизни Александра Филипповича были омрачены обвинением в хищении казенных средств. Официальная проверка установила полную его невиновность. Однако, душевное равновесие архитектора было нарушено, и он повесился… Увы, многие русские таланты пали при засилии иноземцев, типичном для России. Напротив центрального входа Академии на набережной Невы находится большая пристань с пологим спуском к воде, созданная по проекту архитектора К.А. Тона. С двух сторон пристани на высоких постаментах расположены гранитные статуи сфинксов, найденные при раскопках древних Фив, купленные правительством Николая I за 64 тысячи рублей ассигнациями и привезенные в наш город в 1832 году. Лицам сфинксов скульпторы Древнего Египта придали сходство с ликом фараона, вечный сон которого они должны были охранять (фараон Аменхотеп III, царь Верхнего и Нижнего Египта, ХХI век до н.э.). |
<< по Петербургу и окрестностям << НАВЕРХ >> Родные места >> |