Прогулки по Петербургу и окрестностям : маршрут #83
Павловск| Павловский парк | Строительство Павловска | Вдоль Славянки | Павловск — это самый красивый пейзажный парк континентальной Европы. Парки Версаля, Сан-Суси, Петергофа, могут служить примером парка строгого, регулярного, французского стиля. Четкой планировке регулярных парков соответствовали равновесие и симметрия в расположении кустарников и деревьев, которым специальной стрижкой придавалась строго геометрическая форма. В Павловске таков, пожалуй, только Собственный садик с Павильоном Трех граций (арх. Ч. Камерон, 1790-1801; ск. Паоло Трискорни, 1803). В целом же Павловский парк создан, в основном, в пейзажном, английском стиле. Он пришел на смену французскому стилю и для него характерно стремление подчеркнуть красоту нетронутой, естественной природы. |
Павловский паркЖивописная местность, расположенная по берегам извилистой Славянки, в середине XVIII века часто служила угодьем для придворной охоты. В ту пору эти места были населены мало, леса изобиловали дичью, а река и пруды - рыбой. Деревянные охотничьи домики “Крик” и “Крак” стали первыми постройками, возникшими на месте будущего парка. В 1777 году охотничьи угодья на Славянке, имение и две приписанные к нему деревушки стали собственностью великого князя Павла Петровича. К 1779 году на высоком берегу реки были выстроены два небольших дворца - Паульлюст (“Павлова утеха”) для наследника престола и Мариенталь (“Долина Марии”) для его жены Марии Федоровны. Рядом с домами были разбиты цветники, проложены дорожки и аллеи. Славянку в нескольких местах перегородили запруды, поднявшие уровень воды и образовавшие тихие заводи; на их берегах появились разнообразные парковые сооружения - романтические хижины, беседки, декоративные вазы. В 1780 году к работам в Павловске приступил архитектор Чарльз Камерон, шотландец по национальности, большой знаток античности, последователь знаменитого мастера итальянского Возрождения Андреа Палладио. Камерон увлекся задачей создания загородного парка, который должен был выглядеть как живописный уголок естественной природы. Наметив основные композиционные центры зеленого массива, архитектор соединил их системой просек и аллей, вдоль которых раскрылись чудесные перспективы. Вкрапленные в зелень декоративные сооружения (например, Храм Дружбы) гармонично вписались в ландшафт, усилив его очарование. |
Строительство ПавловскаПавловский дворец возведен Камероном в 1782-1786 годах на месте разобранного Паульлюста. В дальнейшем в расширении дворца и в декоративной отделке многочисленных интерьеров, кроме Камерона, приняли участие В. Ф. Бренна, А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, К. И. Росси и другие архитекторы эпохи классицизма. По проекту Кваренги недалеко от дворца сооружается госпиталь с церковью и богадельней. Строятся дома для священника, учителя школы, “директора” села, дачи придворных. В 1790-х годах В. Ф. Бренна перестраивает Мариенталь в крепость Бип, и ее вносят в реестр главных военных укреплений Российской империи. |
Вдоль СлавянкиПоэтичный и бесконечно разнообразный, Павловский парк уже давно пользуется славой лучшего пейзажного парка в Европе. "Что шаг, то новая в глазах твоих картина" - так отозвался о прогулке по Павловскому парку русский поэт В. Жуковский. Прихотливо изгибающуюся Славянку очень украшают мосты. Первые три моста были спроектированы Ч. Камероном - маленький Горбатый мостик, сложенный из глыб грубо обработанного камня, Черный мост и мост Кентавров, украшенный мраморными копиями античных оригиналов. Рядом с храмом Дружбы Славянку пересекает Чугунный мост (К. И. Росси, 1823). За Висконтиевым мостом (арх. А. Н. Воронихин, каменных дел мастер Д. Висконти, 1802 - 1803), вниз по течению Славянки, видна Пиль-башня (В. Ф. Бренна, 1797) в стиле “пильной мельницы”. Роспись стен создает иллюзию, что перед нами поврежденная временем нарядно украшенная постройка. Роспись выполнена ландшафтным художником Пьетро Гонзаго, на русский манер - Гонзага. (Ещё одна иллюзия - галерея Гонзаго Павловского дворца.) Внутри башни находится роскошный салон, предназначавшийся для отдыха во время прогулок по парку. И мне довелось отдохнуть там у камина в 1996, воспользовавшись тем, что дверь была открыта то ли по небрежности реставраторов, то ли усилиями злоумышленников. Так или иначе, я позвонил в музей, - и проход закрыли. Далее простирается Новая Сильвия. В сторону от Театральной аллеи начинается территория Парадного поля, ограниченная с востока длинными Розовопавильонными прудами. При Павле I эта территория представляла собой пустынный плац, служивший местом проведения военных парадов и смотров. В 1803 - 1813 годах здесь под руководством П.Гонзага был создан новый район парка. Центром его стал специально выкопанный пруд с островом, посвященным воспитательнице дочерей Павла I - княгине Ливен. В 1816 году по случаю бракосочетания великой княжны Анны Павловны с принцем Оранским на этом острове была построена деревянная беседка, названная “Храмом Любви” (не сохранилась). Проектируя район Парадного поля, П. Гонзага использовал свой опыт театрального декоратора и поэтому планировка этого участка весьма живописна. Территорию Парадного поля пересекают четырнадцать дорожек, и вдоль каждой из них разворачивается цепь пейзажей, напоминающих картины естественной русской природы. Но каждую из этих “картин” художник компоновал сознательно, используя деревья разных пород, с различной формой кроны и разным цветом листвы. Деревья то собираются группами, то растут поодиночке. Густая зелень образует своего рода “кулисы”, между которыми раскрываются свободные пространства лужаек. Спокойная вода пруда, в которой отражаются деревья, растущие на берегах, усиливает очарование ландшафта. Парадное поле благодаря искусству Гонзага стало одним из тех мест Павловского парка, где особенно полно воспринимается неяркая красота северной природы. После войны живописные картины были старательно восстановлены. Бывало, во студенчестве мы ездили осенью полюбоваться ими. А ныне приехал и вижу - они подёрнулись чернолесьем, как бы неопрятной щетиной по новой моде:(. |
<< по Петербургу и окрестностям << НАВЕРХ >> По Витебской и Московской дорогам >> |