Гатчина / Gatchina

Прогулки по Петербургу и окрестностям : маршрут #75
Направление
: По Балтийско-Варшавской дороге

Гатчина

| Хотчино-Гатчина | Гатчинский дворец | Гатчинские парки | Старый центр Гатчины | |

Хотчино-Гатчина

Новгородское “село Хотчино над озерком Хотчином”, с которого Гатчина начинает свою историю, упоминается в писцовых книгах Вотской пятины XV века.

В 1712 году Петр I подарил Гатчинскую мызу с приписанными к ней 23 деревнями своей любимой сестре царевне Наталье Алексеевне. В 1765 году мыза была подарена Екатериной II графу Григорию Орлову, любившему псовую охоту, и тот поручил Антонио Ринальди построить здесь охотничий замок параллельно с созданием “Собственной дачи” Екатерины II в Ораниенбауме.

Гатчинский дворец

75gatchina 75sylvia

Десять башен, подземный ход, ведущий к Серебряному озеру, и огромные размеры дворца делают Гатчинский дворец непохожим на другие загородные резиденции. Он был заложен на возвышенном берегу Серебряного озера 30 мая 1766 года, как это значится на медной доске, укрепленной над входом.

В 1780 году владельцем Гатчины стал великий князь Павел Петрович, и его придворный архитектор В. Бренна превратил луг перед дворцом в плац-парад, окружил его рвом, через который были перекинуты подъемные мосты, и бастионной стенкой.

В связи с восшествием Павла I на престол, В. Бренна в 1796 - 1798 годах перестроил дворец, создал Тронную Павла I, Тронную Марии Федоровны и парадную опочивальню. В отличие от утонченно изысканного Белого зала или Овального будуара Ринальди, новые интерьеры характеризовались сочетанием строгих классических ордеров (как, например, в Мраморной столовой) с чуть тяжеловесной пышностью почти барочного декора, несколько напоминавшего Версаль Людовика XIV. Сочная лепка, обилие позолоты, стены, затянутые дорогими парижскими или брюссельскими шпалерами, бархатные и шелковые драпировки, зеркала, драгоценные живописные полотна, мраморная скульптура, золоченая мебель, бронзовые часы и канделябры работы лучших русских и западноевропейских мастеров - все это было направлено на прославление идеи монархии, как ее понимал Павел и как сумел выразить Бренна.

75palace

В 1840-х годах Николай I поручил архитектору Р. И. Кузьмину новое расширение и перестройкау дворца. В главном корпусе была переделана только парадная лестница, на стенах которой надлежало разместить живописные полотна русских художников с изображениями Гатчины. Основные изменения коснулись боковых каре, в которых Кузьмин должен был создать комфортабельные апартаменты для императора, его семьи и свиты, а также множество подсобных помещений. Среди них были небольшие жилые комнаты, носившие отпечаток личных вкусов их владельцев: у Николая I - строгих пропорций мебель красного дерева, а на стенах изображения военных форм русских войск и батальные сцены; у Александры Федоровны - обилие лепных украшений в стиле рококо и драпировок из узорчатых тканей. Наряду с этим парадные помещения оформлялись то в традициях Ренессанса, то готики, - словом, здесь можно было наблюдать то смешение архитектурных стилей, которое свойственно эклектике середины века.

Это были последние значительные перестройки Гатчинского дворца. При Александре II и Александре III, также живших в Арсенальном каре, менялась только обстановка и обои комнат, утративших всякое художественное значение. В то же время эти комнаты сохранили большой историко-бытовой интерес. Например, в Ситцевых комнатах Марии Александровны, жены Александра II, стены и мебель были обтянуты вощеными английскими ситцами с крупными цветочными узорами.

Гатчинские парки

75park

С восточной стороны дворца на насыпных террасах, спускающихся к Карпину пруду, расположены три регулярных сада - Собственный сад, в который выходили окна личных комнат Павла I и дверь его кабинета, Нижний сад, распланированный по правилам партерного сада с фигурными цветниками, и Верхний сад регулярной планировки, с круглыми площадками на месте пересечения симметрично идущих дорожек. Сады, расположенные на террасах, типичны для Италии, родины архитекторов Ринальди и Бренна.

По южной границе Верхнего сада от дворца до площади Коннетабля тянется Липовый сад; узловатые стволы вековых деревьев напоминают о старом обычае подстригать кроны в виде правильных геометрических фигур: шара, куба, конуса.

Эти сады вместе с Сильвией и Ботаническим садом образуют Дворцовый парк, окружающий Белое озеро. На его берегах и многочисленных островах раскиданы замечательные парковые постройки-затеи —  Адмиралтейство для игрушечной флотилии Павла Петровича, Водный лабиринт, павильон Венеры на острове Любви, павильон Орла, Горбатый мост, парадная терраса-пристань и др.

К югу от Белого озера, вокруг Черного и Глухого озер, раскинулся Приоратский парк, а к северу - парк Зверинец, пересекаемый речкой Гатчинкой.

После Великой Отечественной войны сады, уничтоженные немецкими захватчиками, были восстановлены по старым планам, и сохраненная в земле скульптура снова поставлена на свои места. Внутренняя отделка и убранство Гатчинского дворца, полностью утраченные во время войны, восстанавливаются до сих пор.

Старый центр Гатчины

75map

    В дворцово-парковый ансамбль Гатчины входят также постройки вне Дворцового парка:
  • Петропавловский собор;
  • Дворцовые конюшни, позднее перестроенные под казармы кирасирского полка;
  • Площадь Коннетабля, где происходил развод дворцового караула;
  • Приоратский дворец (арх. Н.А.Львов) - "земляное строение", предназначавшееся для приора рыцарского Мальтийского острова;
  • Ингербургские и Смоленские ворота;
  • Сиротский институт;
  • Госпиталь и "Дом для бедных";
  • … … … … … … … … …

Господа Подмастерья:)!   Позвольте напомнить: эти странички = всего лишь "болванки", из которых нам предстоит выковать и игрушку, и рабочий инструмент.   За работу!

Яндекс.Метрика

<< по Петербургу и окрестностям << НАВЕРХ >> По Балтийско-Варшавской дороге >>