Прогулки по Петербургу и окрестностям : выбор направления
Музеи Стрелки| Военно-морской музей | Зоологический музей | Кунсткамера | |
Военно-морской музейСобрание Центрального военно-морского музея берёт своё начало от коллекции кораблей царя Петра I и от Модель-камеры Санкт-Петербургского Адмиралтейства. В 1940 году музей переехал из Адмиралтейства в здание Фондовой биржи (1805-1810, арх. Жан-Франсуа Тома де Томон). С реставрацией капитализма Биржа становится нужна по еë прямому назначению. Да и поминать о победах русского флота ныне не очень принято. Поэтому поговаривают о переселении музея в Новую Голландию или иное удалëнное место. |
Музей почвоведенияРядом с Военно-морским музеем находится Центральный музей почвоведения им В.В Докучеева (Биржевой проезд В.О., 6). Возможно, и он интересен, но не очень вяжется с духом Стрелки. |
Зоологический музейЗдесь глаза разбегаются от экспонатов! Даже слон есть, как в басне Ивана Андреевича Крылова «Любопытный». "Приятель дорогой, здорово! Где ты был?" - "В кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил; Все видел, высмотрел; от удивленья, Поверишь ли, не станет ни уменья Пересказать тебе, ни сил Уж подлинно, что там чудес палата! Куда на выдумки природа торовата! Каких зверей, каких там птиц я не видал! Какие бабочки, букашки, Козявки, мушки, таракашки! Одни как изумруд, другие как коралл! Какие крохотны коровки! Есть, право, менее булавочной головки!" - "А видел ли слона? Каков собой на взгляд! Я чай, подумал ты, что гору встретил?" - "Да разве там он?" - "Там". - "Ну, братец, виноват: Слона-то я и не приметил" |
КунсткамераКунсткамера ("Палата редкостей") основана в 1714 году. По преданию, во время прогулки по Васильевскому острову Петру I попалась на глаза сосна с веткой, полукольцом вросшей в ствол. Это диво поразило Петра, и он приказал срубить дерево, а на его месте заложить здание музея. Причудливый сосновый ствол стал в нем первым экспонатом. Когда здание было построено, туда же из Летнего дворца доставили анатомическую и зоологическую коллекции, собранные царем ранее. Но в 1747 году пожар уничтожил значительную часть экспозиции, и о многих образцах мы можем теперь судить лишь по хранящимся в музее рисункам. В здании Кунсткамеры (1718-1734, арх. Г.И.Маттарнови; 1754-1758, арх. С.И.Чевакинский) сперва размещались Академия наук, первый в России естественнонаучный музей, академическая библиотека и обсерватория. В 1780-x годах рядом с Кунсткамерой по проекту Джакомо Кваренги для Академии наук было возведено отдельное здание. В башне Кунсткамеры установлен огромный Готторпский глобус, один из первых планетариев в мире, изготовленный в 1644 году. Глобус, восхитивший Петра I во время его пребывания за границей в 1713 году, был подарен императору Шлезвиг-Голштинском герцогом и перевезен в Петербург. Основой музея стали "анатомические редкости". Иные из них способны были вызвать шок даже у самых храбрых. В 1783 году Екатерине Дашковой, только что назначенной президентом Академии наук, показали хранившиеся в подвале под астрономической башней Кунсткамеры банки с заспиртованными головами фрейлины Марии Гамильтон и камергера Виллема Монса, казненных в 1724 году. Дашкова доложила о страшной находке Екатерине II, и та отдала распоряжение зарыть головы казненных в том же подвале. Мария Гамильтон была любовницей Петра I, родила от него ребенка и, чтобы скрыть этот факт, умертвила его. За что и поплатилась жизнью. А Монс приходился любовником Екатерине I. Однажды, в неурочный час возвратившись из Шлиссельбурга, царь застал их. Монса немедленно обвинили в заговоре и казнили. Екатерину же в наказание заставили смотреть, как отрубают голову ее возлюбленному. Потом сей мрачный сувенир положили в банку со спиртом и поставили в спальне императрицы, где она в течение нескольких дней должна была смотреть на него. В числе самых знаменитых "обитателей" анатомического отсека Кунсткамеры - великан Буржуа, которого Петр I встретил в 1717 году на ярмарке во французском городе Кале. Рост Буржуа составлял 2 метра 17 сантиметров. Российский император предложил французскому богатырю пойти к нему на службу гайдуком. Ему подыскали жену-финку, тоже довольно рослую женщину. Супруги имели троих детей, но неизвестно, унаследовал ли кто-нибудь из них габариты родителей. Семь лет спустя после прибытия в Россию великан умер от апоплексического удара. Вскрытие показало, что его внутренние органы намного превышали по величине органы обычного человека - например, сердце было величиной с воловье. С тела сняли кожу, выделали ее, а затем вместе со скелетом и извлеченным из грудной клетки сердцем передали в музей. Однако во время пожара кожа гиганта сгорела, а череп бесследно исчез. Сегодня в Кунсткамере хранятся скелет, сердце и прижизненный портрет великана. |
<< по Петербургу и окрестностям << НАВЕРХ >> Музеи, соборы, дворцы, театры >> |