p_anichkov sq_ekatrin 11font37 ul_Rossi spas

Прогулки по Петербургу и окрестностям : выбор направления
Направление
: Родные места
маршрут #111

У Аничкова моста

Моя родина | Тихий уголок | Аллегории и модели укрощения | ... | Из военного детства | Быть ли ВидеоКОТу в Аничковом саду? | ...

Моя родина

Я родился в Ленинграде, в роддоме на ул. Софьи Перовской, что между Казанским собором и Спасом-на-Крови. Родился, по мнению многих из вас, в доисторическую пору - в 1937 году. Так что чуть ни четверть 300-летней истории города прошла на моих глазах.

Жили мы на набережной реки Фонтанки, 37, четвертый дом от Аничкова моста. Во дворе стоял двухэтажный барак рабочих Кировского завода. До войны и в войну мы жили на первом этаже, в квартире 32, в 10-метровой комнате. А после войны расширились аж до 12 кв. м. - перебрались на второй этаж, в кв. 34.

Лет двадцать назад наш дом снесли, чтобы пристроить к Аничкову дворцу зрелищный комплекс. Я как-то проник за его кулисы и прикинул: правый угол сцены как раз выходит на место нашей квартиры! На снимке: на том берегу, за липами, виден просвет между домами. А на брандмауэре соседнего, 39-ого дома - след крыши бывшего дома №37.

Вскоре на этом месте будет проходной двор на площадь Островского, к Александринке, к ул. Зодчего Росси с классическими пропорциями 22*22*220 метров, к памятнику Екатерине II.

Тихий уголок

a_bridge

За Аничковым мостом река делает плавный поворот, и в перспективе Фонтанки появляются синие купола Троицкого (Измайловского) собора (арх. В. П. Стасов, 1828 - 1835).

На правом берегу, от Аничкова дворца до моста Ломоносова (бывшего Чернышева), долгое время сохранялся ритм и масштаб первой половины XIX в.

Прекрасными образцами архитектуры классицизма являются дома №33 (арх. Л. Руска, 1809 - 1810), №35 (арх. Х.-Г. Паульсен, 1800-е) и №41 (арх. Л. Руска, 1805 - 1808).

В доме №35 жил известный русский писатель и музыкальный критик В. Ф. Одоевский - один из организаторов Русского музыкального общества. Литературно-музыкальные вечера у Одоевского посещали П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский. Здесь часто бывали М. И. Глинка и М. Ю. Виельгорский.

br_lomnos

У моста Ломоносова, бывшего Чернышева, - окраина грандиозного архитектурного ансамбля, созданного в 1828-1834 годах архитектором Карло Росси. В ансамбль входят площадь Ломоносова, раскрытая к Фонтанке, улица Зодчего Росси (бывшая Театральная), Александринский театр и площадь Островского (бывшая Александринская), обращенная на Невский проспект.

Аллегории и модели укрощения

h_anichkv4 h_anichkv1

Клодтовских коней я увидал раньше, чем живых коней в деревне под Старой Руссой, у бабушки Василисы Мелентьевны Принцевой (Царство ей небесное!).

Много лет спустя, занимаясь вариационным моделированием систем, я частенько вспоминал универсальные фазы развития, аллегорически представленные на Аничковом мосту.

h_anichkv3 h_anichkv2

Сперва конь вздыблен, а человек повержен на землю. Но постепенно юноша поднимается на колено, затем на ноги, - и все сильнее сдерживает рвущегося вперед коня. Наконец, конь подкован, покрыт попоной, во рту удила. Человек укротил коня. Но кто-то и его укротит. Цепочка биэкспонент!...

Из военного детства

В войну коней на мосту не было. Вместо них на постаментах стояли ящики с землей, - вероятно, для защиты от снарядов. Там по весне пробивалась первая трава. Вместе с почками полусотни лип, выстроившихся на набережной, это было настоящее лакомство.

Легче всего пучки травы было достать с того постамента, что рядом с дворцом Белосельских-Белозерских. Когда тебе помогут забраться на парапет, то правой рукой держишься, а левой рвешь. Жуть!

Этот постамент - единственный, что виден от нашего дома, потому как река тут изгибается. Бывало, собираешься на Невский и пугливо выглядываешь из подворотни - не идет ли кто? Если проскочешь угол, то дальше уже не страшно.

На Невском в 1943-44 годах (о которых только и помню) было достаточно людно. Работала наша булочная на углу Толмачева переулка (Караванной). От единственного на всю округу бойкого места - кинотеатра "Аврора" - доносилось: "Эскимо на палочке, покупайте себе и дамочке". Предлагали, разумеется, не нам, а офицерам с дамочками, идущим в кино. А мы, ребятня, на них глазели...

Быть ли ВидеоКОТу в Аничковом саду?

Ныне Дворец пионеров называется Дворцом творчества юных … — кого? по логике переименования, юных не-пионеров. Но тогда о каком творчестве может идти речь, поскольку по-французски pionnier - первопроходец?

В корпусе Дворца пионеров, что тянется вдоль Невского, - пятое окно от Фонтанки - после войны я учился игре на отцовской гитаре. А потом шел во дворцовый сад, в один из павильонов Росси, где был читальный зал с роскошными изданиями "Барона Мюнхгаузена", сказок братьев Гримм и с другими книгами, быть может, из библиотеки самого императора. Там я и пристрастился к чтению. В другом павильоне была игротека для окрестной детворы. Разумеется, все это бесплатно.

Известно, что Николай II провёл детство в Аничковом дворце и, следовательно, в Аничковом саду. Интересно, что было в павильонах Росси в те годы?

Страна обнищала не только экономически, но и духовно. Обнищала настолько, что торгует своими памятниками. Вот и в павильонах Росси ныне разместилась фирма "Версачче".

Добро бы, сдали в аренду один павильон, дабы на вырученные деньги в другом павильоне модернизировать читальный зал, создать при нем, например, Центр пионерских проектов и Мастер-студию типа «ВидеоКОТ». Куда там! Видно, мэрским чиновникам очень хотелось на Канары.

Мастер-студии типа «ВидеоКОТ» - это разумная альтернатива компьютерным игротекам, эротическим видеосалонам, пивным фестивалям, дискотекам и иным тусовкам. Разумеется, Мастер-сервис менее рентабелен, но более стратегичен, - и потому заслуживает внимания и поддержки властей. В частности, доходные предприятия и бездоходные Мастер-студии целесообразно устраивать взаимосвязанно и по соседству, дабы сбалансировать развлечение и обучение по принципу "Делу время, и потехе час". Делиться надо, господа!

Чтобы бизнес и культура (в данном случае, информационный бизнес и информационная культура) развивались сбалансированно, стратегию их развития должны определять не чиновники вкупе с заинтересованными фирмами, а земство (местное самоуправление) и дальновидные меценаты.

Иначе бизнес погубит культуру. Что мы и видим в самом центре Невского, у Аничковом дворца, - на примере павильона Версачче и "малины" Golden Dolls.

Яндекс.Метрика

ВидеоКОТ << по Петербургу и окрестностям << НАВЕРХ >> Родные места >>

Хостинг от uCoz