Прогулки по Петербургу и окрестностям : маршрут #81
Екатерининское Царское Село| Памятники русской славы | Екатерининский (Большой) дворец | Камеронова галерея | Лицей и Лицейский садик | Царское Село (Иннокентий Анненский) | Город Муз | Город Здоровья |
На террасе, протянувшейся параллельно фасаду Екатерининского дворца, создан затейливый узорный партер, напоминающий узоры паркетов дворцовых залов. Как и принято в регулярном парке, деревьям и кустарникам придана форма шаров, ниш, арок, дабы превратить аллеи в зеленые галереи и залы под открытым небом. В Старом саду были построены павильоны "Эрмитаж" и "Грот" (арх. Ф.-Б. Растрелли), Адмиралтейство, Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны (архитекторы В. и И. Нееловы). В 1770 - 1780-х годах был создан пейзажный парк, простирающийся за Большим прудом, между Рамповой аллеей и Подкапризовой дорогой до Виттоловского пруда. Большой пруд был превращен в озеро, прямоугольные Нижние пруды получили более мягкие очертания и были перегорожены гранитными плотинами. Вдоль границы сада до самых Нижних прудов протянулся Продольный (Каскадный) канал с 12-ю плотинками-каскадами. |
Памятники русской славыПобедоносным для России русско-турецким войнам посвящены Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад. Вкус императрицы — просветительницы и законодательницы декларировали Агатовые комнаты и Камеронова галерея, Концертный зал и другие постройки. Сооружение литых чугунных Готических ворот и целой серии металлических мостиков демонстрировало высокий уровень развития русской промышленности. Китайская и другие беседки, Адмиралтейство, многочисленные павильоны напоминают о том, что сад создавался для удовольствий и отдыха. В начале XIX века к памятникам русской славы добавились посвященные победе над Наполеоном ворота "Любезным моим сослуживцам", а в середине века ансамбль был завершен постройкой Турецкой бани. Во второй половине XIX века на большом лугу перед южным фасадом дворца был устроен Собственный садик с большим мраморным фонтаном и Перголой. |
Екатерининский (Большой) дворецДворец, выдающийся памятник русского барокко, выделяется и огромными размерами, и яркой голубизной стен, и позолотой церковных куполов. При Б.-Ф. Растрелли скульптура на венчающей балюстраде, атланты и маскароны в обрамлении окон были также покрыты позолотой. Так же роскошно отделал Ф. -Б. Растрелли и апартаменты дворца. Парадная анфилада, протянувшаяся вдоль всего здания, от Парадной лестницы до Церковного корпуса, за обилие золоченой резьбы получила название «Золотой анфилады». Большой зал поражает своими размерами (940 кв. метров) и освещенностью: он фактически не имеет продольных стен, а лишь узкие простенки между окон, расположенных в два яруса. Зеркала в простенках отражают окна противоположных сторон, игра света на позолоте тончайшей резьбы карнизов и в обрамлении окон как бы снимает пространственные границы и вызывает ощущение того, что потолок словно парит над головой. В вечернее время зеркала отражали свет семисот свечей, закрепленных в резных позолоченных бра прихотливых барочных форм. К сожалению, мы не можем увидеть апартаментов императрицы Екатерины II. Арабесковая, Лионская и Китайская гостиные, Купольная столовая, Cеребряный кабинет, Спальня, Будуар, Пальмовая комната погибли в годы войны. Однако, в северной части второго этажа реставрирована группа помещений, созданных Ч. Камероном на месте бывшего Висячего сада Растрелли в 1780-х годах: Зеленая столовая, Официантская, Опочивальня, Голубая гостиная и Китайская голубая гостиная. Восстановлен также Картинный зал со шпалерной развеской картин. Из помещений дворца, созданных в 1817 - 1820-х годах В. П. Стасовым, наиболее удачен кабинет Александра I с приемной и сводчатая проходная. Холодноватая гладь стен, облицованных розовым искусственным мрамором, придаёт этим комнатам официальный, деловой характер. |
Камеронова галереяЗдание галереи служило залом для парадных обедов и прогулок в плохую погоду. Изящная белая ионическая колоннада из сорока восьми колонн легко вознеслась над мощной аркадой цоколя, облицованного рваными рустами темного пудостского известняка. Чарльз Камерон мастерски использовал наклон участка в сторону Большого пруда. С этой наиболее высокой стороны галереи расположена парадная лестница. На высоких уступах ее широкого нижнего марша стоят бронзовые скульптуры Геркулеса и Флоры -- свободные повторения античных оригиналов, отлитые по модели Ф. Г. Гордеева литейным мастером В. Б. Можаловым. Бронзовые бюсты древних греческих и римских поэтов, философов и полководцев, расставленные на втором этаже галереи у колонн, исполнены в литейной мастерской Академии художеств. В первом этаже галереи располагались помещения фрейлин, поэтому садик у галереи со стороны дворца называется Фрейлинским. Последнее звено в камероновском ансамбле - Пандус - пологий спуск от Висячего сада. Он сооружен одновременно с Висячим садом перед Агатовыми комнатами в 1792 - 1794 годах. Пандус играет большую композиционную роль как непосредственная связь объемов дворца с парком, являясь как бы началом Рамповой аллеи. Маскароны на замковых камнях семи арок Пандуса изображают Нептуна, Аполлона, Диану и других мифологических героев. (http://www.tzar.ru/) |
Лицей и Лицейский садикЛицей был открыт в 1811 году для подготовки "юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной". Четырехэтажное здание Лицея (арх. И. В. Неелов, 1789-1792) между Церковным корпусом и Знаменской церковью первоначально называлось Великокняжеским корпусом, потому что предназначалось для детей Павла I. Этим и объясняется его связь с дворцом переходом над аркой, перекинутой через Садовую улицу. Во время реставрации (арх. А. А. Кедринский, 1969-1975) характер отделки интерьеров Лицея был значительно приближен к их состоянию во время пребывания в нем А. С. Пушкина в 1811-1817 годах. За Знаменской церковью лицеисты работали на грядках и, шаля, запрыгивали на камень с надписью "Места гению" в центре садика. В 1900 году здесь был установлен памятник А. С. Пушкину работы скульптора Р. Р. Баха. Юноша Пушкин в небрежно распахнутом сюртуке лицеиста сидит в глубоком раздумье на скамье, подобные которой и теперь можно видеть в Екатерининском парке. |
Царское СелоИннокентий Анненский
|
Город Музиз книги Э.ГоллербахаНапротив дома Китаева - на другом углу - белый дом А.Н.Оленина - президента Академии Художеств. Алексей Николаевич делит свои досуги между Приютиным и Царским. У него любят собираться люди искусства и науки Пушкин бывает в царскосельском доме Олениных по старой памяти; когда-то был влюблен в Анну Алексеевну и даже сватался. Старик не прочь бы отдать руку дочери поэту, да Елизавета Марковна - на дыбы Все же "старик Оленин созвал к себе на обед своих родных и приятелей, чтобы за шампанским объявить им о помолвке своей дочери за Пушкина. Гости явились на зов; но жених не явился. Оленин долго ждал Пушкина и, наконец, предложил гостям сесть за стол без него. Александр Сергеевич приехал после обеда, довольно поздно. Оленин взял его под руку и отправился с ним в кабинет для объяснений, окончившихся тем, что Анна Алексеевна осталась без жениха." Теперь, уже связав себя узами Гименея, поэт все же по привычке не забывает радушную семью, заходит один, экспромтом, любуется "детской простотой" и "томным выраженьем" девичьих глаз. Президент - в Петербурге, по делам Академии. Елизавета Марковна - в цветнике, лелеет изумительные розы "Поцелуй Амура". Пушкин и Анна Алексеевна проводят полчаса тет-а-тет, охваченные токами безмолвных и нежных воспоминаний. "Я вас любил; любовь еще, быть может, / В душе моей угасла не совсем " |
Город ЗдоровьяВ Царском Село и в окрестностях издавна располагалось множество лечебно-оздоровительных учреждений. Особенно, для борьбы с чахоткой, спутницей сырого климата и невзгод. В Пушкине, на Павловском шоссе, д. 56, есть дореволюционное здание санатория, окружённое любовно сохраняемым кусочком Отдельного парка, где в мае среди туи и черёмухи чудесно поют соловьи. После войны здесь разместился детский, а потом и взрослый костно-туберкулезный санаторий (сейчас фтизио-ортопедическая больница ФОБ). Многих здесь поставили на ноги, укрепили, облегчили страдания. Для некоторых с этим местом связана вся жизнь, начиная со школы. Друзья, если вам доведётся прочитать эти строки, соберитесь записать хоть частичку воспоминаний, - а я их опубликую, коль Бог даст силы. Грех не помянуть добрым словом наших наставников и врачей. Надеюсь, со временем на эту страницу заглянут также Николай Николаевич Миронович, Елены Александровны Снегирева и Соколова, другие ведущие работники ФОБ. Нам с Таней хотелось бы передать вам и всем ныне работающим врачам, медсестрам, библиотекарям, поварам, санитаркам сердечную благодарность и добрые пожелания. Будьте здоровы и счастливы! |
<< по Петербургу и окрестностям << НАВЕРХ >> По Витебской и Московской дорогам >>Пушкин, Павловское шоссе, д. 56 |