Стрельна - Петергоф

Прогулки по Петербургу и окрестностям : маршрут #71
Направление
: По Балтийско-Варшавской дороге

Южное побережье Невской губы

| Стрельна | Замысел Петергофа | Большой Петергофский дворец | Большой Петергофский каскад | Монплезир | Марлинский ансамбль |

Стрельна

Стрельна находится в 19 километрах от Петербурга по Петергофскому шоссе, вблизи речки Стрелки, впадающей в Невскую губу.

Дворцово-парковый ансамбль Стрельны строился практически одновременно с Петергофом теми же архитекторами Ж.-Б. Леблоном, Н. Микетти, М. Г. Земцовым, Б.-Ф. Растрелли. Для создания водоема, способного обеспечить действие значительного количества фонтанов, по замыслу Петра I в 1715 году Стрелку перегородили плотиной, и образовался обширный пруд (ныне Орловский).

В 1797 году Стрельнинский дворец и парк перешли в собственность вел. князя Константина Павловича, сына Павла I. С конца XVIII до середины XIX века работы в Стрельне вели В. Бренна, А. Н. Воронихин, А. И. Штакеншнейдер.

В 1847 году Стрельнинский ансамбль стал летней резиденцией вел. князя Константина Николаевича, сына Николая I. С этого времени дворец и парк получили официальное наименование Константиновского.

С 28 сентября 1941 года по 19 января 1944 года Стрельна находилась в зоне фашистской оккупации. Гитлеровские войска нанесли Стрельне и ее паркам значительный ущерб: сожгли деревянную церковь петровского времени, Большой стрельнинский дворец, повредили деревянный Петровский дворец.

В послевоенные годы проведены реставрационные работы, результатом которых явилось возрождение Стрельнинского дворца, дворца Петра I, зданий конюшни, почтового двора, Орловского парка. Начато восстановление Стрельнинского парка.

Замысел Петергофа

Военные победы на море и превращение Петербурга в столицу побудили Петра I восточнее петергофской мызы создать загородную парадную резиденцию, богатством декоративного убранства не уступающую крупнейшим западноевропейским летним дворцам и паркам.

Так и вышло. Петергоф - один из самых грандиозных дворцово-парковых комплексов XVIII - XIX веков, всемирно известная столица фонтанов.

Первым исполнителем замыслов Петра I был архитектор И.-Ф. Браунштейн. Под его наблюдением в 1714 - 1716 годах, кроме строительства Монплезира и Верхних палат, Большого каскада и канала, прорублены просеки для аллей, насыпана земляная дамба для защиты Нижнего парка от наводнений, укреплен гранитными валунами мыс перед Монплезиром.

Затем главными архитекторами Петергофа были Ж.-Б. Леблон (с 1716 по 1719) и Н. Микетти (с марта 1719 по октябрь 1723 года). Они стали основными создателями петергофского ансамбля, прежде всего его фонтанной декорации.

Большой Петергофский дворец

Дворец воздвигнут на границе Верхнего сада и Нижнего парка, на краю естественного уступа, и составляет единое целое с большим каскадом, являющимся как бы его подножием.

Ядро композиции Большого дворца - Портретный (Картинный) зал. В его облике отражены два этапа строительства и перестройки дворца. Обширный, двусветный, более 7 метров высотой, он был при Петре I парадным и самым большим помещением дворца. При Елизавете Петровне зал декорировали причудливой золоченой деревянной резьбой по рисункам Б.-Ф. Растрелли. В 1764 году Ж.-Б. Валлен-Деламот, использовав триста шестьдесят восемь портретов кисти П. Ротари, сплошь закрыл ими стены зала, разделив картины золочеными планками. Это послужило причиной переименования Итальянского салона в галерею Ротари, или Картинный зал, а затем в "Кабинет мод и граций".

Рядом с Портретным залом находятся два Китайских кабинета, своеобразные комнаты-шкатулки, предназначенные для демонстрации дворцовых сокровищ - восточного фарфора, бронзы, резьбы по кости, камню, лаку и мебели.

Большой Петергофский каскад

Главное сооружение грандиозной фонтанной системы Петергофа - Большой каскад. В центре каскада устроены пятиарочный Большой грот и водопадные лестницы, две боковые и средняя. Каждая боковая водопадная лестница состоит из семи фигурных уступов, облицованных листовым свинцом и декорированных бронзовыми золочеными статуями, вазами-фонтанами, барельефами, кронштейнами и одноструйными водометами.

Площадку перед нижним гротом ограничивают две каскадные лестницы. В самом нижнем гроте устроен стол-шутиха. При попытке протянуть руку к столу со сказочными явствами взмывается в воздух маленький, но коварный фонтанчик, и окатывает с головы до ног незадачливого любителя полакомиться.

У основания каскада находится так называемый ковш, переходящий в Самсоновский канал. Посреди ковша на стилизованной гранитной скале высится монументальная группа "Самсон, раздирающий пасть льва", символизирующая победу России над Швецией (лев - элемент герба Швеции) в Полтавской битве, которая произошла в день святого Самсония.

Из пасти льва бьет столб воды, осеняя его радужными брызгами. У ног Самсона установлены восемь золоченых фонтанов-дельфинов. Четыре ниши у основания постамента декорированы изливающими широкие водяные потоки львиными головами - олицетворениями четырех сторон света.

Водяное убранство Большого каскада и рисунок фонтанных струй связаны с его архитектурными формами и скульптурным декором. Движение воды начинается небольшими струями, бьющими из маскаронов на стене Малого грота, и прозрачными водяными раковинами на верхних уступах и, нарастая, переходит в стремительное низвержение бурных потоков по водопадным лестницам, Направление и мощь потоков, устремляющихся сверху вниз, контрастно подчеркивают вертикальные водометы, скрещивающиеся струи воды, вытекающие из раковин, в которые трубят тритоны, сирены и наяды, из раскрытых пастей лягушек и змей, зажатых в руках бойцов Боргезе. Узоры струй фонтанов и потоки каскадов сливаются в неповторимую водную феерию.

Разнообразию и барочной пышности водяного наряда отвечает скульптурная декорация. Десятки статуй и более двухсот других произведений пластики из золоченой бронзы, свинца и мрамора придают каскаду подчеркнуто праздничный облик. Скульптура Большого каскада языком аллегорий прославляет победы России, утвердившейся на берегах Балтийского моря.

В непродолжительное царствование Павла I оплывшую свинцовую скульптуру стали заменять бронзовыми золочеными копиями с античных оригиналов и новыми произведениями крупнейших русских скульпторов И. П. Мартоса, И. П. Прокофьева, Ж.-Д. Рашетта, Ф. И. Шубина, Ф Ф. Щедрина. Замечательную по совершенству отливку по восковым моделям под наблюдением Ф. Г. Гордеева произвели В. П, Екимов и Э. Гастклу. Все архитектурные работы, в том числе устройство слива перед средним каскадом, велись под руководством А. Н. Воронихина. Возобновление фонтанов осуществил Ф. Стрельников (видно, был хороший инженер).

В сохранении Большого каскада значительную роль сыграла капитальная реставрация 1858 - 1860 годов, которую провел Н. Л. Бенуа. Разобрав почти полностью каскад, он возвел его заново, усовершенствовав конструкции и, кроме того, изменил рисунок фонтана Корзинка перед Большим гротом и струй по сторонам водопадных ступеней.

Петергофский ансамбль был безжалостно поврежден и расхищен фашистами, но в 1946 - 1947 годах Большой каскад и его гидротехническую систему реставрировали. (А вот Шахматную горку я так и запомнил разрушенной.)

Монплезир

Основной корпус дворца ("палатка") представляет собой голландский домик с высокой четырехъярусной шатровой кровлей, увенчанной выточенной из дерева вазой с гирляндой. К нему примыкают прорезанные арочными окнами сквозные галереи с балюстрадами. Галереи служили для прогулок в ненастную погоду и для размещения основной части картин, собранных Петром I. Многочисленные проемы связывают интерьер с природным окружением, открывают двойную панораму: можно любоваться и далями залива, и Монплезирским садом, и фонтанами. Кирпичные фасады дворца не оштукатурены, а их цвет усилен подкраской и подчеркнут пробелкой швов.

Марлинский ансамбль

В западной части Нижнего парка, почти у его границы, находится дворец, название которого восходит к одноименной резиденции французских королей. Она очень понравилась Петру I и он сделал там схематические зарисовки фонтанов и каскадов. Марли - единственное сохранившееся здание, дающее представление об облике первых петербургских типовых загородных домов, архитектура которых ценна для нас своей безыскусной простотой.

Дворец Марли расположен между Большим и Секторальными прудами, образующими водный сад с зеркальными партерами. Справа (севернее Большого Марлинского пруда) на берегу залива под защитой насыпного земляного вала и каменной подпорной стены с балюстрадой, нишами и фигурными лестницами находится сад Венеры. Слева от Большого пруда у естественного склона -- сад Бахуса с шестью фонтанами и Марлинским каскадом ("Золотая гора").

Перед Марлинским каскадом в круглых бассейнах с шумом вздымаются водяные столбы Менажерных фонтанов. Вызывают удивление толщина и высота этих жемчужно-пенных колонн, поднимающихся порой до 15 метров. Этот эффект достигается простым, но оригинальным устройством выходной трубы: в нее вставлена труба-заглушка, оставляющая для прохода воды давлением, образуя полый внутри столб. Однако при кажущейся огромной мощности для действия фонтана требуется сравнительно немного воды. Вот почему эти фонтаны назвали Менажерными - экономными (от французского menager - экономный).

Примерно на полпути от Марлинского пруда до Самсоновского канала устроен сад у павильона Эрмитаж, и с ним связан боскет Львиного (Эрмитажного) каскада. К западному ансамблю относится и боскет Китового фонтана.

Яндекс.Метрика

<< по Петербургу и окрестностям << НАВЕРХ >> По Балтийско-Варшавской дороге >>

71map