Правый берег Невы
24neva 1shin_tzy2

Прогулки по Петербургу и окрестностям : выбор направления
Направление
: Набережные и мосты
маршрут #24

Правый берег Невы и Большая Невка

| Петровская наб. | Петроградская наб. | Пироговская наб. | Литейный мост | Свердловская наб. | Большеохтинский мост | Володарский мост и мост Александра Невского |


Недавно появился целевой ориентир этого маршрута — пилоны нового вантового моста, которые лишь на 2 м ниже шпиля Петропавловского собора, но на 20 м выше Исаакиевского собора!

Начнём с Троицкой площади, первой площади Петербурга, и пойдём сперва на Большую Невку, а там уж по правому берегу Невы против её течения... - докуда дойдём.

Петровская наб. (780 м)

pdomik

Невдалеке от Троицкой площади, первой площади Петербурга, - небольшой деревянный домик Петра I. Он построен 24-27 мая 1703 г. Первый каменный футляр вокруг него был начат еще при жизни императора, по его личному распоряжению, и позднее не раз перестраивался.

С середины XVIII века в столовой Домика существовала часовня с одним из самых почитаемых в столице образом Христа Спасителя, который сопровождал Петра I в походах и висел в его покоях при кончине. Часовня закрыта в 1930 г.

1shin_tzy1 em_petrv

В процессе строительства города около домика Петра I был заложен порт. Но с течением времени выяснилось, что это место неудобно для швартовки большого количества кораблей, и тогда порт решают перевести на более удобное место - на Стрелку Васильевского острова.

Напротив домика Петра - два гранитных Ши-цзи, манчжурских львов-лягушек. Говорят, на пьедестале написано, что они сделаны "в счастливый день 1906 года". Следовательно, если вы коснетесь их рукой, то вас ждет удача!

Петроградская (1,5 км), Аптекарская (1,9 км) и Выборгская (2,9 км) набережные

1aurora 1naximov 1aurora1

У самого истока Большой Невки, на стыке Петровской и Петроградской набережных, - вечная стоянка легендарного крейсера "Аврора". Напротив него - Нахимовское училище, бывший Городской училищный дом им. Петра Великого.

Ниже по течению (особенно, с Выборгской стороны) берега имеют преимущественно индустриальный вид, оживляемый лишь вблизи переправ - у Сампсониевского, Гренадёрского и Кантемировского мостов. Левый, петроградский берег Большой Невки значительно разнообразнее: доходные дома, исток Карповки, Ботанический сад, башня Телецентра.

    Обогнув с востока Петроградскую сторону, Большая Невка расходится на три притока:
  •   собственно Большую Невку;
  •   Малую Невку, отходящую у восточной стрелки Каменного острова;
  •   Среднюю Невку, отходящую у Елагина острова.

Дальше заводские корпуса и жилые кварталы сменяются парками и садами с дачами и усадьбами разных исторических эпох.

Стрелка Каменного острова, рассекающую Большую и Малую Невки, в уменьшенном масштабе повторяет Стрелку Васильевского острова, рассекающую Большую и Малую Неву. Так же расположены мосты-крылья, но вместо Биржи здесь ансамбль Каменноостровского дворца.

В отличие от Дворцового и Биржевого мостов, Ушаковский и Каменноостровский мосты строились одновременно, в 1950-х годах, и довольно похожи друг на друга.

Пироговская набережная (810 м)

24liteyny

Давайте вернёмся к истоку Большой Невки и перейдём на Выборгскую сторону по Сампсониевскому мосту. (В современном виде мост построен в 1950-х годах и носил гордое имя Свободы, поэтому перестроечный раж переименования в данном случае не вполне логичен.)

История крупнейших духовных и научных учреждений России начиналась на невских берегах. Речь идет не только об Александро-Невской лавре и Кунсткамере. Мы находимся ещё на одном историческом месте. Еще в петровскую эпоху на правом берегу Невы, там, где от нее отходит Большая Невка, стали строить медицинский городок, в котором разместились Сухопутный и Морской госпитали, где также готовили военных лекарей.

На его основе впоследствии была создана Военно-медицинская академия. Теперь она занимает целый квартал, от отеля "Санкт-Петербург" до Литейного моста.

Литейный мост

24rusal

Он сооружен в 1875-1879 гг. и реконструирован в 1966-67 гг. После Николаевского (Благовещенского) моста, сооруженного в 1850 г., это второй по возрасту постоянный мост через Неву.

Известно, что условия строительства моста оказались неблагоприятными, что привело к человеческим жертвам при подводных работах. Так, пять человек погибли 16 сентября 1876 г., когда из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон.

Эмблемой моста стали две русалки, держащие в руках щит с изображением герба Санкт-Петербурга - перекрещенные скипетр, морской и речной якоря. Рядом фантастические морские животные, стремительно опускающиеся в водяную пучину. Тема эта перекликается с сюжетами оград Николаевского и Аничкова мостов.

Руководили работами инженеры Министерства путей сообщения. Литейный мост стал одним из инженерных сооружений, при строительстве которого были применены новшества, не встречавшиеся до того времени. Так, в качестве материала несущих элементов пролетных строений - металлических раскосных ферм арочного очертания была широко использована сталь. Кроме того, на Литейном мосту впервые были установлены электрические фонари со “свечами” П. Н. Яблочкова.

Строили мост окрестные мастеровые. Среди них был и Михаил Никитин, родной брат моего деда Алексея. Дело в том, что у моего прадеда Никиты была кузня, поэтому все его сыновья стали кузнецами и, подрастая, подавались на заработки по кузнечному делу. Так Михаил оказался на строительстве Литейный моста. Потом он связался с народовольцами, мастерил для них бомбы, за что и был сослан в Тобольск… Так что я был уже вторым сибиряком из рода Никитиных.

Арсенальная (1,4 км) и Свердловская (3,1 км) набережные

На Арсенальную набережную выходят Арсенал, Кресты и площадь Ленина перед Финляндским вокзалом.

На Свердловской (б. Полюстровской) набережной, среди заводских корпусов на берегу Невы неожиданно возникает старинная усадьба в классическом стиле (Свердловская наб., 40). Особый интерес вызывает ее ограда: двадцать девять львов, поддерживающих цепи. К пристани на Неве ведет спуск, украшенный вазами и фигурами сфинксов.

С усадьбой, возведенной в 1770-е годы, а в 1783-1784 годах перестроенной по проекту Джакомо Кваренги, связаны интересные события. В середине XIX века ее владельцем был известный литератор и меценат граф Г. Кушелев-Безбородко. Летом 1858 года в доме у графа останавливался Александр Дюма. Вспоминая о пребывании в Петербурге, Дюма рассказывал, как часто он любовался архитектурным ансамблем Смольного монастыря, расположенного напротив усадьбы.

Охта

24oht_smol 24ohtinsky 24ohtinsky1

Большеохтинский мост ведет в ту часть Выборгской стороны, что называется Охтой - Малой и (через реку Охту) Большой.

Государственный совет в своем решении от 5 июня 1884 г. признал “Охтинский пригородок подлежащим соединению, в хозяйственном отношении, к городу С.-Петербургу с тем, чтобы мера сия была приведена в исполнение по устройстве через р. Неву моста, которым предполагается соединить столицу с означенною местностью”. С этого момента началась борьба по вопросу о трассе моста, которая велась с переменным успехом в течение четверти века. Только в 1902 г. Дума решила-таки вести мост к Малой Охте. Был принят поданый вне конкурса проект инженера Г. Кривошеина и архитектора В. Апышкова. Мост был заложен летом 1909 года и открыт осенью 1911-го.

Строго говоря, индустриальный модерн Большеохтинского моста вступает в противоречие с ансамблем Смольного. Но к этому уже все привыкли.

Вверх по Неве

Мост Александра Невского (центральный из семи пролётов - двухкрылый, разводной) до недавнего времени был самым длинным мостом Петербурга: 900 м с учётом въездов.

Он тоже не очень гармонирует с архитектурой Александро-Невской лавры. Для окраины это терпимо. Но теперь и в центр города проникает безвкусица.

Выше моста Александра Невского через Неву перекинуты Финляндский железнодорожный и Володарский мосты. Теперь к ним добавился вантовый мост (полная длина 2,8 км, центральный пролет длиной 384 м и высотой 30м!). А дальше, за чертой города, переехать через Неву можно лишь в районе Отрадного.

По правому берегу Невы от Финляндского железнодорожного моста и до устья реки Утки тянется Октябрьская набережная (5,7 км), а по левому берегу - набережная пр. Обуховской обороны.

На аквабусе

Яндекс.Метрика

<< по Петербургу и окрестностям << НАВЕРХ >> Набережные и мосты >>